Принятие детей в семью на воспитание (патронат) по законодательству Республики Узбекистан
By maukazan On 2 Апр, 2013 At 11:11 ДП | Categorized As № 5-6 (18) январь-февраль 2013 года | With 0 Comments

Бабажанова Д.

 стажёр-исследователь-соискатель Ташкентского

государственного юридического института

 

icon150Семья является важной составляющей ячейкой любого государства и общества. Поэтому каждое государство, заботящее о своём будущем, должна уделять пристальное внимание  защите семьи, материнства и детства. Как отметил Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, «Важнейшие цели, которые мы ставим перед собой по дальнейшему укреплению и развитию института семьи, как основного звена нашего общества, повышению на новый уровень проводимой сегодня работы по материальной и моральной поддержке молодой семьи, усилению в этом роли и значения махалли, созданию более широких возможностей для женщин, повышению роли семьи в воспитании физически здорового, духовно зрелого и гармонично развитого поколения, и многое другое – хорошо известны. В конечном итоге речь идет о дальнейшем повышении благополучия семьи и на этой основе благосостояния всего нашего народа»[1].

Республика Узбекистан признала и присоединилась к многим общепринятым международным нормам, касающихся защиты семьи. В частности, Всеобщей Декларации прав человека (ст.12, 16, 23, 25),  Пакту об экономических, социальных, и культурных правах (ст.10, 11) от 16 декабря 1966 года[2], в которых признаны и закреплены место и значении семьи, как важной ячейки общества, имеющей право находиться под защитой государства и общества.

Важные правила Всеобщей Декларации прав человека отражены в Конституции Республики Узбекистан и в национальном законодательстве, обеспечивающих надежную защиту политических, экономических, социальных и культурных прав человека. Прежде всего следует отметить, что в Конституции Республики Узбекистан закреплены основные положения, касающиеся семьи, которые являются основопологающими для всех отраслей права. В частности, ст.63 Конституции Республики Узбекистан предусмотрено, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту общества и государства, в ст.65 закреплены правила, в соответствии  с котороми материнство и детство охраняются государством[3].

Роль семьи в жизни каждого человека очень велика. Ведь именно в семье развиваются любовь к близким и окружающим себе людей, к своей Родине, национальным обычаям и традициям. Семья позволяет чувствовать быть уверенным в завтрашнем дне и ставит перед человеком важные цели и задачи, которые  он должен достичь в жизни.  В нашей стране 2012 год объявлен «Годом семьи» и была принята «Государственная программа Года семьи». На сегодняшний день активно реализуются поставленные цели и задачи, которые направлены на дальнейшее укрепление семьи, защиту материнства и детства.

В Узбекистане семья издревне считалась свещенной, и особое внимание всего общества уделялось на то, чтобы семья была прочной и счастливой, ведь семья является символом вечности жизни. Появляются дети – продолжение нашего рода, каждый родитель живет мыслями о будущем наших детей. Сегодня, когда мы реализуем эффективные меры по достижению главной стратегической цели, определяющей суть и содержание наших реформ – построение  подлинно демократического государства, свободной и благополучной жизни для нашего народа — особое значение приобретают дальнейшее укрепление института семьи, повышение на качественно новый уровень проводимой в этом направлении работы»[4].

В жизни нашего народа национальные традиции и обычаи играют важную роль. Среди простых людей издревле к несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей, относились с особенным вниманием. Исторические источники показывают, что наш народ постоянно оказывал внимание, любовь и уважение к сиротам и вдовам. Всё это позволяло предостеречь детей от незаконных деяний и оставления без присмотра. Обычно детей, оставшихся без попечения родителей, брали  на воспитание близкие родственники и к ним относились как к родным  детям.

В 1998 году 30 апреля был принят Семейный кодекс Республики Узбекистан и введен в действие с 1 сентября текущего года[5]. В нем, наряду с общепринятыми нормами, также отражены нормы, соответствующие нашим традициям и обычаям. В семейном законодательстве отдельное внимание уделено осуществлению и защите прав и интересов несовершеннолетних детей. В частности, определены и на законодательном уровне закреплены неимущественные права несовершеннолетних (11 глава),  имущественные права (13 глава) и др.

В жизни иногда по разным причинам несовершеннолетние дети остаются без своей семьи. А причины могут быть разными, то есть субъективными и объективными, но государство и общество не должны  оставаться равнодушными по отношению к этому вопросу. Поэтому в семейном законодательстве закреплены важные правила, касающиеся выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, усыновление (удочерение) (ст. 151-172), опека и попечительство (ст. 173-193), а также приятие детей в семью (патронат) (ст. 194-200).

Следует отметить, что в отечественном законодательстве и в правоприменительной практике имеются некоторые проблемы, касающиеся данного вопроса. Как подчеркнул Президент И.А.Каримов, «… в законах, положениях и нормах, которые будут приняты в целях развития и совершенствования института семьи в нашей стране, должны найти свое отражение требования сегодняшнего и завтрашнего дня, предусмотрены необходимые изменения и дополнения в действующие законодательные акты, дальнейшее усиление внимания общества к данному вопросу»[6].

На сегодняшний день принятие детей в семью (патронат) регулируется Семейным кодексом и Положением «Об усыновлении (удочерении) несовершеннолетних детей и принятии детей в семью на воспитание (патронат)»,  утвержденным Кабинетом Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1999 года №171 .

Прежде всего, следует констатировать, что в юридической  литературе дается понятие приемной семьи. В частности, как отмечает Л.М. Пчелинцева, приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью[7]. По мнению С.А.Муратовой, приемная семья – одна из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора, заключенного между органом опеки и попечительства и приемными родителями[8].

Ф.М. Отахўжаев считает, что для принятия детей в семью обязательно должен быть несовершеннолетный ребенок, оставшийся без попечения своих родителей. На основании договора с органом опеки и попечительства дети принимаются в новую семью, семью приемных родителей[9].

Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение, так как в  семье воспитывается полноценная личность, готовая к выполнению различных социальных ролей. В приемной семье ребенок, как правило, вырастает трудолюбивым, умеющим обслуживать себя и помогать другим, т.е. полноценным гражданином. При этом содержание такого ребенка обходится гораздо дешевле, чем содержание детей в государственных детских учреждениях, ведь приемные родители выполняют функции многочисленного обслуживающего персонала.. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует, помимо указанного, решению такой социальной проблемы, как безработица[10].

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, не все законодательные акты обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилой площади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации[11].

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей. Приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение[12].

Лицо, обращающееся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт или другой заменяющий документ. Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).

На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.

Безусловно, при подготовке заключения, орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью, их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка — инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет, осуществляется только с его согласия.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Узбекистан. Иные индивидуальные формы семейного воспитания — опека (попечительство), приемная и патронатная семья – носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание.

Приемные родители, в отличие от опекунов (попечителей), состоят в договорных отношениях с органом опеки и попечительства и получают вознаграждение за выполнение своих обязанностей[13].

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка и приемными родителями. Основанием для заключения такого договора является заявление лиц, желающих взять ребенка на воспитание, с просьбой о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое подается в орган опеки и попечительства.

Считаем, что в договоре должны содержаться сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям,  основания и последствия прекращения такого договора, размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка и  меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, которые определяются договором о приемной семье в соответствии с законами Республики Узбекистан.

Отметим, что в семейном законодательстве также отсутствует норма об обязанностях приемных родителей. Требуется всестороннее и тщательное нормирование обязанностей приемных родителей,  поэтому целесообразно дополнить ст.198-1 Семейного кодекса Республики Узбекистан следующей нормой:

Статья 198-1. Обязанности приемных родителей

Обязанностями приемных родителей является следующее:

а) воспитание ребенка в духе взаимного уважения;

б) обеспечение необходимыми условиями для получения знаний;

в) ответственность  за здоровье, физическое, и психологическое развитие ребенка;

г) осуществление и зашита прав и интересов ребенка;

д) осуществление контакта с учителями и воспитателями ребенка в целях контроля за поведением  успеваемостью;

е) извещение органов опеки и попечительства  о возникновении проблем по содержанию, воспитанию ребенка.

Кроме того, в предусмотренных законом случаях договор о принятии ребенка в семью может прекрашаться на общих основаниях, то есть совершеннолетием ребенка и окончанием срока данного договора. В этом случае имеется схожесть данного вида договора с прекращением гражданско-правовых обязательств. То есть, обязательственно-правовые отношения по правилу прекращаются исполнением обязательства: в случае, касающемся принятия детей  в семью совершеннолетием ребенка,  прекращается исполнением в течение предумотренного срока – окончанием срока договора о принятии ребенка в семью, смертью гражданина (приемных родителей и приемных детей). Также, на основании закона, договор можеть быть прекращен в одностороннем порядке по требованию приемных родителей и органа опеки и попечительства.

В Семейном кодексе и нормативно-правовых актах не предусмотрены основания прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью. Данное обстоятельство может привести к злоупотреблению как со стороны органа опеки и попечительства, так и  со стороны приемных родителей. Поэтому п.3 ст.196 Семейного кодекса Республики Узбекистан следует дополнить следующей нормой:

“Договор о передаче ребенка в семью (патронат) прекращается истечением действия срока договора, совершеннолетием ребенка, переданного в приемную семью, или обладанием дееспособностью до достижения совершеннолетия, а также при усыновлении ребенка”.

Это, на наш взгляд, позволит определить основания прекращения данного договора и позволит более четко регламентировать данные отношения.

 

 

 

 

Литература:

 

1.       2012 год станет годом поднятия на новый уровень развития нашей Родины. Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном основным итогам 2011 года и приоритетам социально-экономического развития на 2012 год. /Народное слово. 19.01.2012г.
2.       Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1995 г., N 9, ст. 201.
3.       Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1994 г., № 1, ст. 5; Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 3-4, ст. 27; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15, ст. 152; 2008 г., № 52, ст. 510; 2011 г., № 16, ст. 159.
4.       Каримов И.А. Наш путь – углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Доклад  Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. //Народное слово, 2011 йил 8 декабрь.
5.       Ведемости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 года, Приложение к № 5-6; 2009 год, №37, 401-ст.
6.       Каримов И.А. Наш путь – углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны. Доклад  Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан. //Народное слово, 2011 йил 8 декабрь.
7.       Пчелинцева Л.М. Семейное право России. Учебник. М.: Норма-инфра, 1999, 598 с.
8.       Муратова С.А. Семейное право. Учебное пособие. –М.: Юриспруденция, 2001. —231 с.
9.       Отахўжаев Ф.М. Ўзбекистон Республикасининг Оила ҳуқуқи.-Т.:ТДЮИ.-2005.- 225 б.
10.    Брускова Е.С. Семья без родителей. – М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS — Интернациональ, 2006. – С. 111
11.    Караходжаева Д.М., Кочергина Т.М., Шарахметова У.Ш. Семейное право. Учебник.– Т.: Издательство ТГЮИ, 2010. –166 cтр.
12.    Зокиров И., Баратов М. Вояга етмаган болаларнинг ҳуқуқ ва мажбуриятлари // Хотин-қизлар ва болаларнинг ҳуқуқларига оид қонун кафолатлари тўпламида. –Тошкент: Ўзбекистон, 2000;
13.    Ўзбекистон Республикасининг Оила кодексига шарҳлар./Ҳ.Раҳмонқулов таҳрири остида.-Тошкент: Адолат, 2000

About -

Leave a comment

You must be Logged in to post comment.