Вопросы правового и процессуального регулирования деятельности государственных органов и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения
By maukazan On 2 Апр, 2013 At 11:41 ДП | Categorized As № 5-6 (18) январь-февраль 2013 года | With 0 Comments

Ескендиров А.

 

27120Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, национальной безопасности, центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и других государственных органов.

В необходимых случаях в установленном законодательством Республики Казахстан порядке на основании Указа Президента Республики Казахстан для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные силы Республики Казахстан для выполнения следующих задач:

1)  поддержания особого режима въезда в местность, где введено чрезвычайное положение, и выезда из нее;

2)  охраны особорежимных, режимных и особо охраняемых объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;

3)  разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением специальных средств, оружия, а также с использованием боевой и другой техники;

4)  участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;

5)  участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и спасении жизни людей.

Пограничная служба КНБ Республики Казахстан привлекается для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Республики Казахстан.

Вышеназванные задачи выполняются Вооруженными силами Республики Казахстан совместно с органами внутренних дел и национальной безопасности. При этом на военнослужащих Вооруженных сил Республики Казахстан распространяются положения Закона Республики Казахстан «О внутренних войсках МВД Республики Казахстан» в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных средств, служебных собак, оружия, использования боевой техники.

Нередко отдельные сотрудники органов внутренних дел полагают, что чрезвычайное положение должно освободить их от необходимости соблюдать нормы, гарантирующие такие основные права граждан, как неприкосновенность личности и жилища. Предлагается, в частности, разрешить производство обысков без санкции прокурора, задержаний — при отсутствии достаточных оснований для этого и на более длительный срок, чем предусмотрено законом.

Встречается на практике и противоположная тенденция — попытки под предлогом чрезвычайной ситуации ограничить полномочия следователей, которыми они располагают по законодательству в обычных условиях[1].

Во время армянско-азербайджанского конфликта (Нагорный Карабах), например, следователям запрещали одновременное проведение нескольких обысков, производство следственных действий в выходные и праздничные дни, ограничивали право вызывать для допроса граждан, относящихся к определенным социальным группам, и т.п. Какие-либо правовые основании для подобных запретов отсутствовали. Они диктовались не интересами следствия, а некими «высшими интересами», за которыми скрывалась элементарная перестраховка чиновников, боязнь ответственности и которые, как сегодня уже стало очевидным, ничего, кроме вреда не принесли. Стала падать результативность, работы следственной группы, утрачивалась уверенность следователей в ее необходимости, и как следствие резко ухудшилось отношение к ним со стороны местного населения. Противозаконные уступки и проволочки стали восприниматься экстремистами и националистически настроенными слоями населения, как слабость правоохранительных органов и послужили поводом к невыполнению требований закона, давлению на следователей, осложнению их работы лавиной необоснованных, порой вздорных жалоб и угроз[2].

Отечественный законодатель определил, что при введении чрезвычайного положения на период его действия предусматриваются следующие основные меры и временные ограничения:

1)  усиление охраны общественного порядка, охраны особо важных государственных и стратегических объектов, а также объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;

2)  установление ограничений на свободу передвижения, в т.ч. транспортных средств, в местности, где введено чрезвычайное положение;

3)  проверка документов, удостоверяющих личность физических лиц, личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и транспортных средств;

4)  установление ограничений на въезд в местность, где введено чрезвычайное положение, или на территорию Республики Казахстан, а также выезда из них;

5)  запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований, а также зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий;

6)  запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности юридических лиц;

7)  приостановление деятельности юридических лиц, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;

8)  эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

9)  запрещение проведения выборов и республиканских референдумов в течение всего периода действия чрезвычайного положения в местности, где оно введено.

В случае введения чрезвычайного положения в местности, где вводится чрезвычайное положение, предусматриваются следующие дополнительные меры и временные ограничения:

1)  введение комендантского часа;

2)  осуществление контроля за средствами массовой информации посредством запросов обязательных экземпляров печатных изданий и материалов радио- и телепередач;

3)  приостановление или прекращение в установленном законодательством Республики Казахстан порядке деятельности политических партий и общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

4)  ограничение или запрещение использования копировально-множительной техники, радио- и телепередающей аппаратуры, аудио- и видеозаписывающей техники, а также временное изъятие звукоусиливающих технических средств;

5)  установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;

6)  установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности физических и юридических лиц, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

7) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных, наркотических средств, психотропных веществ, прекурсоров, а также этилового спирта, алкогольной продукции;

8) временное изъятие у физических лиц оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у юридических лиц временное изъятие, наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами, также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ.

Круг преступлений, составляющих предмет рассле­дования в чрезвычайных условиях, достаточно широк и разно­образен. Он зависит от тех конкретных обстоятельств, в резуль­тате которых эти условия сложились.

Так, при массовых беспорядках обычно расследуются групповые действия, нарушающие общественный порядок, например:

— собственно массовые беспорядки;

— ванда­лизм;

— нарушение национального и расового равноправия;

— воз­буждение национальной, расовой или религиозной вражды;

— публичные призывы к насильственному изменению конститу­ционного строя;

— организация незаконного вооруженного фор­мирования;

— приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

С групповыми действиями часто бывают сопряжены общеуголовные преступления — убийства, изнасилования, кражи, грабежи, разбои и т.д.

При попытках насильственного изменения конституционного строя следователи сталкиваются в целом с тем же кругом пре­ступлений, к которым нередко добавляются государственная измена, насильственный захват власти, терроризм, захват за­ложников, диверсии, а также преступления против интересов государственной службы.

Для случаев, когда чрезвычайные условия возникают в ре­зультате крупных аварий, характерны должностные преступле­ния (халатность, злоупотребление должностными полномочия­ми, превышение должностных полномочий), нарушение правил безопасности при ведении различного вида работ.

В случаях эпидемий и эпизоотий расследуются нарушения правил, установленных в целях борьбы с эпидемиями, наруше­ния ветеринарных правил, правил охраны окружающей среды.

Особенности ха­рактеристики  подобных преступлений в силу связи их с чрезвычайными обстоятельствами по степени их общности можно подразделить следующим образом:

— общие для всех преступлений, независимо от конкретных обстоятельств, при которых они были совершены;

— присущие только той или иной группе преступлений, которые обусловлены конкретными чрезвычайными обстоятельствами;

— присущие отдельным видам преступлений (убийствам, изнасилованиям, кражам, грабежам, поджогам и т.д.).

Общие криминалистические признаки для всех преступлений, составляющие предмет расследования в чрезвычайных условиях:

— значительное количество совершенных преступлений; их тяжелейшие последствия;

— причастность к ним не только отдельных лиц, но и различных государственных ин­ститутов, политических партий и других общественных объеди­нений. Причем, нередко, такие преступления охватывают целые регионы и совершаются за сравнительно короткий промежуток времени.

Ужасны и последствия таких преступлений. В этом можно бы­ло убедиться, побывав летом 1990 года в г. Узгене Ошской об­ласти (Киргизская ССР), где дымящиеся пепелища, разрушения, трупы на улицах, следы надругательств очень напоминали кадры кинохроники пе­риода второй мировой войны. Это же характерно и для многих других регионов, где среди последствий массовых беспорядков — разрушенные и сожженные дома, колоссальный материальный ущерб, увечья, значительное число погибших, нескончаемые пото­ки беженцев, лишенных самого элементарного.

Правовые признаки, присущие той или иной отдельной группе преступлений, различаются в за­висимости от конкретных чрезвычайных обстоятельств, при которых они были совершены. Соответственно, при массовых беспорядках их характеризуют одни признаки, при попытках насильственного изменения конституционного строя — другие, при эпидемиях, эпизоотиях — третьи и т.д.

Преступления, совершенные при мас­совых беспорядках, характеризуются по следующим общим признакам:

— связь массовых беспорядков с другими преступлениями;

— причины массовых беспорядков;

— условия, способствующие их возникновению, и конкретные поводы к беспорядкам;

— признаки, свидетельствующие о назревании беспорядков;

— характеристика толпы, совершающей бесчинства, и лич­ности отдельных субъектов преступлений;

— вооружение толпы;

— схема начала и дальнейшего развития массовых беспо­рядков;

— механизм совершения в ходе беспорядков преступлений;

— объекты нападения толпы;

— способы сокрытия совершенных преступлений.

В частности, связь массовых беспорядков с другими совер­шенными при этом преступлениями может быть прослежена по единству субъектов, места, времени их совершения. Нередко участники массовых беспорядков в процессе погромов, разру­шений, поджогов совершают и другие преступления — насилу­ют и убивают женщин и детей, застигнутых в жилищах, заби­рают приглянувшиеся вещи, снимают украшения, и т.д. Неред­ко подобные преступления совершают лица, которые сами в погромах и поджогах не участвуют, но используют обстановку массовых беспорядков в своих преступных целях.

Порой усмат­ривается своеобразная организованность в деятельности различных преступных групп — одна идет по улице и громит дома, другая — двигается с некоторым интервалом и, пользуясь бес­хозностью разгромленных жилищ, похищает уцелевшие ценно­сти, третья — подвозит бензин, другие горючие вещества и сжигает дома и квартиры, уничтожая следы совершенных преступлений.

В качестве конкретных поводов массовых беспорядков мо­гут быть различные случайные события, как умышленные, так и непредумышленные действия, которые в сложившихся не­благоприятных условиях обостренно воспринимаются многими людьми, вызывают у них резкую негативную реакцию. Это мо­жет быть и факт правомерного применения работниками правоохранительных органов оружия, и, наоборот, какие-то не­правомерные действия и решения органов государственной власти, ложные слухи и сообщения о действительных событиях, преступлениях на почве межнациональной розни.

Типичная схема начала массовых бес­порядков. Обычно «всплывает» какой-то повод, он исполь­зуется преступными элементами для провоцирования беспорядков. С появлением повода люди концентрируются в группы, где происходит обмен мнениями об инциденте. Это привлекает внимание прохожих, собирается толпа, которая быстро растет. Слухи множатся. Тут и приходят провокаторы и организаторы. Вместе с призывами к бесчинствам они передают толпе свои эмоции. При массовом скоплении людей, лишенных возмож­ности не только правильно понять, но даже ясно слышать и видеть происходящее, иногда достаточно незначительного пред­лога, чтобы начались противоправные действия.

Дальнейшее развитие событий во многом зависит от актив­ности организаторов. Они действуют либо открыто, руководя толпой, выступают с призывами, либо, наоборот, стараются остаться незамеченными, «дирижируя из-за спины».

С появлением какого-то предлога «психологически обрабо­танная» и эмоционально возбужденная толпа вооружается кам­нями, палками, другими подручными и специально приспособ­ляемыми средствами и начинает громить, поджигать, разру­шать. Здесь же совершаются и другие преступления — убийст­ва, изнасилования, грабежи, разбои. При этом одни участники выполняют весь набор преступных действий, другие — ограни­чиваются отдельными актами (бросил камень, поджег факел, сбил с ног человека, и т.д.), которые в совокупности образуют массовые  беспорядки.

Распространенные способы сокрытия преступлений, совер­шенных в ходе массовых беспорядков, заключаются в том, что потерпевших и свидетелей убивают, трупы людей сжигают, то­пят, разгромленные строения поджигают.

Признаки, присущие конкретным ви­дам преступлений, которые совершаются при чрез­вычайных обстоятельствах, в основе своей являются традици­онными. В целом они соответствуют описаниям их криминали­стической характеристики, содержащейся в многочисленных учебниках и специальных исследованиях. Используя подобные описания, следует, однако, учитывать общие признаки, прису­щие преступлениям, которые послужили причиной чрезвычай­ных обстоятельств или создали для них условия, а также при­знаки, присущие какой-то отдельной группе таких преступле­ний, которые различаются в зависимости от конкретных чрез­вычайных обстоятельств. Многие преступления приобретают в чрезвычайных условиях особую окраску.

В частности, уничто­жение имущества, поджоги, причинение вреда здоровью и не­которые другие действия, совершенные в условиях массовых беспорядков одним из их участников, приобретают иное каче­ство и квалифицируются по ст. 241 УК, предусматривающей значительно более строгое наказание.

В плане совершенствования правового регулирования работы следственных групп в условиях чрезвычайного положения российскими коллегами часто высказываются предложения, направленные на ускорение производства по уголовным делам:

— сокращение срока расследования;

— максимальное упрощение процедуры самого следствия за счет отказа от ряда его обязательных элементов (допроса обвиняемого после предъявления нового обвинения, ознакомления обвиняемого с постановлением о назначении экспертизы и заключением эксперта, составления обвинительного заключения и т.д.);

— публичное приведение наказания в исполнение и т.п.

При определении допустимых в чрезвычайных условиях отступлений от обычного порядка расследования преступлений было бы неправильным исходить из стремления отдельных следователей облегчить свою работу, из ограниченности их субъективных возможностей. За основу должны быть взяты объективные факторы, которые вытекают из изменившейся под воздействием чрезвычайных обстоятельств ситуации и приобрели устойчивый характер, при этом те или иные изменения допустимы лишь при условии, если они не лишают участников процесса достаточных правовых средств для защиты своих прав и законных интересов и сохраняют необходимые гарантии установления истины по уголовным делам.

Чрезвычайные обстоятельства диктуют необходимость изменений и дополнений различных сторон уголовно-процессуального порядка расследования преступлений:

— подследственности уголовных дел;

— языка уголовного судопроизводства;

— производства по многоэпизодным уголовным делам;

— процедуры отдельных следственных действий.


 

 

Литература:

 

1)  Криминалистика. Учебник для вузов // Под ред. А.Ф. Волынского. — М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999, c.334

2)  Феофанова Ю.В. Правовое регулирование обеспечения безопасности участников следственного осмотра в условиях чрезвычайной ситуации. Дисс. на соиск. … к.ю.н. – СПб., 2009.  с.3

About -

Leave a comment

You must be Logged in to post comment.