Понятие, сущность, методы социальной работы в пенитенциарной системе республики казахстан
By maukazan On 17 Дек, 2012 At 09:23 ДП | Categorized As 2010, №1 қаңтар-ақпан 2010 жыл | With 0 Comments

 С. Т. Иксатова

Мақаланың тақырыбы өте ауқымды. Автор сотталғандармен жүргізілетін әлеумет­тік жұмыстың маңыздылығын, прнципін және әдістемелерін ашып көрсетеді.

Қазақстандық пенитенциарлық жүйедегі әлеуметтік жұмыстың жаңа ізгілік принциптері мен әдістемелерінің мәселелері қарастырылады.

Сотталғандармен жүргізілетін әлеумет­тік жұмыстың ең тиімді ізгілікті-шамалау әдістемелері анықталады.

 

The theme of the article is rather actual.

The author opens essence, principles and methods of social work with the condemned.

The problem of search of nen humanistic principles and methods of social work in Kasakhstan penitential system is considered.

The most effective are defined such as human – oriented methods of social work with condemned.

В современном Казах-станском обществе, находящемся в кризисной ситуации, проис-ходят значительные изменения системы ценностей, норм, уста-новок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Уве-личилось количество уголовно-наказуемых преступлений, совер-шаемых в обществе. На фоне пьянства, алкоголизации и нарко-тизации общества официальной статистикой зафиксировано уве-личение насильственных пресс-туплений против личности. На данный период ежегодно совер-шается от семисот до восьмисот пятидесяти тысяч преступлений.

Социальные перемены, ко-торые привели к изменению пол-ностью устоявшегося и при-вычного образа жизни людей, требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политичес­кого или иного со-циального поведения. Те, кто не преуспел в приспособлении к новой ситуации, пополняют группы маргиналов, криминаль-ная активность которых выше, чем в других группах. В этом смысле казахстанская пенитен­циарная система отличается низ-кой эффективностью и прак-тически нуле­вым воспитатель-ным потенциалом, что противо-речит главной цели ее деятель­ности – перевоспитанию преступ-ников. Об этом наглядно сви-детельствует статистика. Так с 1976 по 1993 год, преступность в Казахстане возросла на 159 % . Очень велика рецидивная пресс-тупность: рост рецидива за 1993 – 1998 гг. составил почти 42 %; из числа рецидивистов в 1998 году каждый шестой совершил новое преступление, отбывая наказание, в 2008 – каждый пятый.

Тюрьмы и колонии пере-полнены и являются рассадни-ками различных «социальных» болезней. За последние пять лет (2005-2009 гг.) уровень заболе-ваемости открытой формой ту-беркулеза в Исправительно-тру-довых учреждениях (далее ИТУ) увеличился почти в три с половиной раза.

Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису современной пенитенциарной системы в республике. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы: ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно. Необходим поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в Казахстанской пенитенциарной системе.

 С точки зрения теоретического подхода к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РК следует отметить, что данную систему составляют исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовые колонии, тюрьмы и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных.

Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Систему пенитенциарных учреждений в Казахстане определяет классификация осужденных к лишению свободы.

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений. Указанные категории призваны обеспечить раздельное отбывание наказания различным категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.

Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления, не являющиеся тяжкими, колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и осужденные пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные, переведенные из ИТК общего и строгого режима. В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переведенные из ИТК. Тюрьмы существуют особого и строгого режима. В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные.

В пенитенциарных учреждениях остро стоит вопрос об обеспечении заключенных необходимыми средствами к существованию. В этих условиях уровень смертности заключенных от туберкулеза в 14,5 раз больше, чем на воле (в соотношении 100-105 человек на 65-70 тысяч человек).

Проблемами реформирования пенитенциарной системы перестает быть сугубо тюремной. Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в Казахстане. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и, зачастую, вопреки желаниям осужденных; с другой – в Казахстане существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства. Применение репрессивно-карательных мер в большом количестве, повсеместное физическое, психическое и моральное насилие над личностью осужденного.

В советской период основой пенитенциарной политики был исправитель-но-трудовой аспект. Осужденные рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая сила. Пенитенциарная политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности рассматривались лишь в случае совпадения интересов государства, общества и личности.

После распада Советского союза пенитенциарная система подверглась реформированию. Суверенный Казахстан в качестве основополагающего принципа провозгласил приоритет интересов личности: “…человек, его жизнь, права и свободы являются высшими ценностями” (ст. 1 Конституции РК 1995г.). Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в стране, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными.

В настоящее время исправительная система Казахстана не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных. Особенно тяжелы последствия кризиса исправитель-но-трудовой системы в социальном отношении. Каждый пятый освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление. Велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РК ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, “лечение“ социально запущенных заключенных. Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности, в первую очередь, на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным.

Опыт зарубежных стран наглядно это показывает нам, что в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане началось в 90-е. годы XX века. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка ее теоретических основ.

Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной работы в обществе. Все эти модели можно свести к трем основным: психолого-ориентированная; социолого-ориентированная; комплексно-ориентированная.

Теоретическое обоснование различных направлений социальной работы в обществе, разработано в большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами, детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими категориями населения имеет довольно разработанное теоретическое обоснование, то теория социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной науке фактически не рассматривается. Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами общества и отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных работников, т.е. по сути, феномен преступности рассматривался с позиций морали и эмоций. Общество рассматривает преступников как группы чуждых, стоящих вне общества элементов. В преступниках видят только “монстров”. Тем самым, общество поступает с уголовными преступниками так же, как они поступают со своими жертвами”. Однако на основе анализа данных о преступности, преступных личностях можно утверждать, что преступность – есть разновидность человеческого поведения, а преступники – это девианты. Если правонарушение – одна из форм антисоциального поведения, поведения нестандартного, отличающегося от норм, установленных в обществе как законодательно, так таково оно и в морально-этической сфере. Существует так называемая «девиантная субкультура», которой является такая система ценностей, норм и форм поведения, которую признает определенная группа антиобщественных элементов и строит на ней свои отношения друг с другом. Эта субкультура ведет себя внутри общества сравнительно отчужденно, что порождает существование конфликта с обществом. Деятельность социального работника должна быть направлена именно на преодоление и предотвращение такого конфликта и максимально возможного устранения такой «девиантной субкультуры».

Некоторые аспекты теории пенитенциарной социальной работы обсуждаются в различных аспектах права, педагогики, психологии, психиатрии, социологии, однако, тем не менее, единой теории пенитенциарной социальной работы не существует. По нашему мнению теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы также сводится к психолого-ориентированным, социолого-ориентированным и комплексным моделям. На наш взгляд наиболее эффективной моделью пенитенциарной социальной работы является именно комплексная. Существует и определенная особенность пенитенциарной социальной работы, которая заключается в том, что она больше, чем все другие направления социальной работы в обществе, изолирована от этого общества. И регулируется юридическо-правовыми нормами в соответствии с уголовным и уголовно-исполнительным законодательством РК, тогда как все другие направления социальной работы опираются в основном на гражданское, административное и социальное право. Этот факт, несомненно, должен учитываться при подготовке специалиста по пенитенциарной социальной работе, причем как профессиональной, так и нравственно-этической.

 Необходимо разработать специальные программы обучения для подготовки именно социальных работников в пенитенциарной сфере, в которых основной упор должен быть сделан на правовое образование будущих социальных работников. Также в рамках общей теории социальной работы необходимо разработать единое теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы, этого требует практическая деятельность пенитенциарной системы, преобразование которой и перестройка самих принципов пенитенциарной политики с репрессивных на гуманистически-ориентированные, усилиями одного Министерства внутренних дел республики невозможно. Необходимы общественные институты, которые могли бы эффективно регулировать пенитенциарную систему. Одним из таких институтов и является социальная работа. Для разработки теоретических оснований Казахстанской пенитенциарной социальной работы возможно обращение к международному опыту. В странах Западной Европы и США институт социальной работы в пенитенциарной сфере довольно развит и хорошо теоретически «подкован». Однако при этом следует учитывать специфику ситуации, сложившейся в пенитенциарной системе в современном Казахстане. Это, конечно же, и стереотипы в отношении осужденных, сложившиеся в нашем обществе, и экономическая ситуация.

В пенитенциарной социальной работе особенно важно то, что она носит универсальный характер, позволяющий максимально точно и правильно рассмотреть проблему каждого клиента и построить оптимальный именно для него выход из данной проблемы, чего не может сделать ни психология, рассматривающая только психологические аспекты, ни право, рассматривающее только правовую сторону проблемы. Социальная работа позволяет увидеть весь спектр условий, необходимых для помощи клиенту. Институт пенитенциарной социальной работы важен еще и потому, что зачастую, человек, находящийся на воле, может решить свою проблему путем обсуждения ее с различными специалистами, к которым он может обратиться в любой момент как только этого пожелает, осужденный в силу существенного ограничения своих прав и свобод просто не имеет возможности обратиться к кому-либо за помощью. Таким образом, можно утверждать, что социальная работа играет очень важную роль в обеспечении необходимыми условиями людей, находящихся в местах лишения свободы, то есть в пенитенциарной системе.

Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. Специфические принципы социальной работы это: принцип универсальности, принцип охраны социальных прав, принцип профилактики, принцип социального реагирования, принцип «клиентоцентризма», принцип опоры на собственные силы, принцип максимизации социальных ресурсов, принцип конфиденциальности и толерантности. Все эти принципы также являются и принципами пенитенциарной социальной работы, как части социальной работы.

Однако на основе выполненного анализа можно утверждать, что социальная работа в пенитенциарной сфере обладает еще несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению. Лица, отбывающие наказание, обязаны неуклонно соблюдать требования законов, определяющие порядок и условия исполнения наказания. Реализация принципа законности при исполнении уголовных наказаний состоит в том, что: во-первых, должно быть строго соблюдено правовое положение осужденных, обеспечено неуклонное выполнение ими возложенных на них обязанностей и запретов; во-вторых, должна быть обеспечена реальная возможность использования осужденными или лицами, представляющими их интересы, прав предоставляемых законом. Однако, зачастую применение этого принципа к осужденным носит преимущественно декларативный характер и задача социального работника должна состоять в обеспечении и использовании данного принципа к осужденным в реальности.

Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что: ”наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного” (ст.52 УК РК). Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость — один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

 Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РК провозглашающей, что: ”никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию ” (ч.2ст.17). Принцип гуманизма отражен в ст.38 УК РК: ”Наказание не имеет своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства”.

Гуманизм по сложившимся в советской юридической науке понятиям имеет две стороны. Одна сторона выражается в « минимуме и мягкости репрессии», другая — защищает общество и допускает существование самых суровых наказаний. По нашему мнению такое понимание гуманизма несколько устарело, ибо по существу оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. ХХ столетия в СССР, когда уголовная репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание в сталинских лагерях и тюрьмах. По нашему мнению гуманизм в отношении к преступнику означает, прежде всего, “человеческое” отношение государства и общества к нему и неверно сводить его к только всевозможным направлениям послаблений для осужденных при исполнении наказания.

Гуманизм – это отказ от так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей. Гуманизм- это прежде всего признание возможности каждого осужденного вернуться к законопослушной жизни в обществе, это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке.

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят в том, чтобы: вместе с осужденными и администрацией составлять планы обучения и работы в период лишения свободы; помогать осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в адаптации их к среде ИТУ; помогать организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных; помогать советом родственникам заключенного в решении проблем, связанных с лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием. Устойчивое и ярко выраженное психическое перенапряжение требует разрядки, переключиться не на что, осужденные совершают преступления, около трети насильственных преступлений в ИТУ совершаются без видимых мотивов, вследствие психической разрядки. Многие стремятся в больницу, где им будет обеспечено человеческое отношение. Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде, ¼ осужденных живет в состоянии хронического стресса. Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников.

Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные методики по отношению к осужденному. Представляется, что основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать: изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”; разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным; социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

Эти методы должны основываться в первую очередь на нравственно-гуманистических принципах. Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное отношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочет чтобы такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива.

Казахстанская пенитенциарная система еще не обладает ни финансовыми, ни профессиональными, (кадровыми) возможностями реального использования этих методов в практической деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. Для казахстанской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы, разработанные Российскими учеными, либо учеными стран ближнего зарубежья, например, Белоруссии. Так, Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере строятся, прежде всего, по плану последовательного устранения всех объективных негативных явлений социально-экономического, социально-психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.

В настоящее время применяется ряд психологических методик, например, “Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях”, разработанная институтом МВД России. Но отмеченные подходы к психокоррекции личности не обеспечивают системность воздействия. Для разработки методических основ системной психокоррекции необходим анализ и обобщение, систематизация известных подходов.

Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Казахстанского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность, так как работу современной пенитенциарной системы Республики Казахстан по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.

При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РК, следует обратиться к международному опыту. Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику современной ситуации в Казахстане, когда вследствие финансового и экономического кризиса, люди “по эту сторону колючей проволоки”, живут за чертой бедности и весьма затруднительно осуществлять помощь заключенным в соответствии с международными стандартами.

Литература

1      Конституция Республики Казахстан от 30 ав­густа1995 г.

2      Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997г.

3 Таганцев Н.С. Русское уголовно право. Часть общая. Том 2. Тула. 2001. С. 124.

4 Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право. Учебник. М.: Новый Юрист. 1997. С.148.

5 Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995). – М.: Владивосток, 1996. – С.50-51,53..

6 Партийная жизнь. – 1957. – № 4. – С.67; Система исправительно-трудовых лагерей в СССР, 1923 – 1960: Справочник. – М.: Звенья, 1998. – С.60, 74, 106, 105

7 Жамулдинов В.Н. Правовые и практические возможности повышения образовательного уровня осужденными в исправительных учреждениях ( ИУ) Павлодарской области //ПМУ хабаршысы=Вестник ПГУ. Гуманитарлық серия.-2004.- N1.-С. 71-81.

8 Закимов, Д. Соответствовать мировым стандартам //Исполнение наказаний.-2007.-N10. — С.16-17.

9 Зюбанова, Т. Н. Особенности организации воспитательной

10 Новосельская, Я. Диалог по правам человека //Юридическая работы в воспитательных колониях Республики Казахстан //Ғылым=Наука.-2009.- N2.-С. 12-16.

Монографии:

  1. Курманов А.С. Конституционные права человека, охраняемые уголовным законом: монография. Челябинск: Изд-во Челябинского государственного университета, 2007. 14,1 п.л.(статья )

2. Курманов А.С. О праве на свободу совести и вероисповедания в исправительных учреждениях России // Проблемы преступления и наказания в праве, философии и культуре: материалы Международной научно-практической конференции (25-26 апреля 2007 года). Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2007. 0,3 п.л.

3. Курманов А.С. Охрана прав и свобод человека по Уголовному кодексу РСФСР 1960 года // Челябинский гуманитарий: сборник научных трудов членов Челябинского отделения академии гуманитарных наук. 2008. № 5. 0,5 п.л.

4. Таганцев Н.С. Наказание и исправление преступников. В., 1992. С.13. Фойницкий И.Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.:, 2000. С.71.

About -

Leave a comment

You must be Logged in to post comment.