Бакытжан Жумагулов. ЕНТ – это не лотерея!
By maukazan On 3 Окт, 2012 At 05:48 ДП | Categorized As 2012, №3-4 (20-21) май-июнь | With 0 Comments

Министр образования и науки РК

Бакытжан Жумагулов:

 

«ЕНТ – ЭТО НЕ ЛОТЕРЕЯ!»

 

О новшествах

Говоря о модернизации системы образования, Б. Жумагулов выделил 9 (!) ключевых моментов.

– Во-первых, мы приступим к активному распространению опыта Назарбаев Университета, Назарбаев Интеллектуальных школ и АО “Кәсіпқор” на всю систему казахстанского образования. Во-вторых, в дошкольном образовании мы приступаем к внедрению раннего изучения английского языка, а в школах – к пилотному внедрению поли­язычия в школьной программе и внедрению английского языка с 1-го класса. В-третьих, в школьном образовании и ТиПО мы начнем поэтапный переход на подушевой механизм финансирования. Это позволит выровнять расходы на образование в региональном сравнении, повысит прозрачность и эффективность затрат, в конечном итоге будет способствовать повышению и выравниванию качества обучения во всех регионах. В-четвертых, для повышения качества педагогического состава будут усилены стандарты базового педагогического образования и требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. Мы создадим интегрированные центры повышения квалификации педагогов в каждом регионе. В-пятых, мы приступаем к реализации пятилетней программы функциональной грамотности. В-шестых, в техническом и профессиональном образовании мы приступаем к внедрению дуального образования через базовые предприятия ФНБ “Самрук – Казына”. Это позволит осуществлять подготовку специалистов, имеющих навыки практической работы. Профессиональные лицеи будут преобразованы в колледжи, что позволит учащимся получать стипендию. В-седьмых, в высшем и послевузовском образовании будет запущена совершенно в новом формате аккредитация вузов. Этот инструмент поддержания и развития качества образования основан не на государственном контроле и администрировании, а на общественно-профессиональной оценке. Начиная с будущего учебного года вузы будут проходить независимую аккредитацию с участием общественных организаций и ведущих зарубежных экспертов. Активно будет вовлекаться студенчество. Все это позволит объективно оценивать качество образования. В-восьмых, начнется создание независимой системы подтверждения квалификации выпускников вузов. Она включает разделение процесса оказания образовательных услуг от оценки их качества и создание в пилотном режиме независимого центра подтверждения квалификации педагогов. Ну и, наконец, в-девятых, министерством будет осуществляться перевод и издание на государственном языке лучших зарубежных учебников для студентов вузов.

О разделении функций

– Это мировая практика, когда образовательные услуги оказываются местными исполнительными органами, а основные контролирующие функции государство оставляет за собой. В апреле прошлого года глава государства дал поручение прекратить порочную практику проверки местными исполнительными органами своих собственных услуг. В результате мы создали комитет контроля в сфере образования. В каждой области работают департаменты, проводятся мониторинг, аттестация как педагогов, так и школ в целом. До 29 апреля 2012 года, когда был создан комитет, министерство практически было оторвано от школ: мы не назначали ни директоров школ, ни заведующих районными отделами образования. Стало быть, и за качество услуг тоже не отвечали. Теперь министерство знает реальную картину на местах. А я знаю, что в какой школе делается, за что с меня можно спросить.

О престиже учителей

 

– Я делал, делаю и буду делать все для поднятия статуса учителя, главного человека в школе. По новой системе повышения квалификации, в случае получения учителем первого уровня, его зарплата повышается сразу в два раза. Мы создаем лигу лучших учителей Казахстана, 48 из них ежегодно будут получать государственную стипендию в размере 1000 МРП, то есть примерно 10 тысяч долларов.

 

О незаконных обысках на ЕНТ

 

– Еще 1 июня я сказал, что такие факты недопустимы. Но, к сожалению, такой факт произошел в Национальном аграрно-техническом университете в Астане. Родители подали вполне закономерно жалобу, и за это виновные сотрудники понесут наказание. Копаться в белье подростка – страшное унижение для выпускника, который пришел сдавать экзамен. И я призываю всех родителей и выпускников в случае подобного поведения членов комиссий незамедлительно обращаться в министерство. Мое мнение таково: подход в работе комиссий должен быть таким, как будто сидят в аудиториях не чужие дети, а их собственные.

О “странных” тестовых  заданиях

 

– Мне мой друг однажды звонит и говорит: “Вот передо мной сидит историк, у которого сын сдавал ЕНТ и отвечал на вопрос, сколько лошадей Чингисхан менял за один поход”. Подняли мы тестовые задания – нет такого вопроса. И выяснилось, что лет семь назад в каком-то интервью какой-то историк обмолвился о таком задании, и это обыгрывается до сих пор. Я заявляю вам, что таких вопросов не было, и нет. Все вопросы соответствуют стандартам, на последней стадии 166 лучших педагогов страны проводят их экспертизу.

Об игре в лотерею

 

– Как математик, понимающий принципы лотерейных игр, скажу, что между лотереей и тестами в содержательном плане общего ничего нет, но внешние сходства есть. Сдавать ЕНТ действительно непросто, ведь заданий, которые практически не повторяются, аж 149 тысяч. Люди моего поколения говорят: зачем тесты, сделали бы лучше экзамены. Я принимал сам экзамены когда-то и хорошо знаю все недостатки прежней системы, когда хозяевами положения были педагоги, и они решали по внутреннему убеждению судьбу детей. Сейчас более чем в 100 странах мира для проверки знаний учащихся используются тестовые задания. У нас ЕНТ проводится в девятый раз. Заметьте: и задания мы привели в порядок, и исключили человеческий фактор. Есть дети, которые рассчитывают на удачу, но есть и те, кто предпочитает думать, готовиться. Меня журналисты часто спрашивают, буду ли я сам сдавать ЕНТ. Я академик, доктор наук, профессор, и я не знаю, насколько готов сдать ЕНТ, ведь школьную программу проходил 42 года назад. Конечно, если мне дадут поработать над программой, по которой меня затем протестируют, я буду готов пройти ЕНТ.

О детских садах

 

– По поручению главы государства к 2020 году охват детей дошкольным образованием должен составлять 100 процентов. Реализация программы “Балапан” началась всего полтора года назад, но нам удалось обеспеченность детей от 3 до 6 лет детскими садами увеличить с 36 до 64,5 процента. Развитие детского сектора очень хорошо стимулировано подушевым финансированием: по программе “Балапан” за каждым ребенком закрепляется 189 тысяч тенге в год, независимо от того, какой формы собственности малыш посещает детский сад. На сегодняшний день число детских садов по стране составляет уже более 8 тысяч, хотя еще несколько лет назад их было в два раза меньше.

О КТА

 

– Я считал и считаю, что введение обязательной сдачи КТ для поступающих в вузы выпускников колледжей – мера необходимая и справедливая. Ежегодно около 70 тысяч выпускников колледжей поступали в вузы без всяких экзаменов, получали дипломы по сокращенной программе. Шло перенасыщение рынка некачественными дипломами. В конце концов пора приучить молодежь к тому, что не количество дипломов определяет профессионализм, а реальное знание своей специальности. С этого года все абитуриенты находятся в одинаковом положении. А для выпускников колледжей и профессионально-технических лицеев мы дополнительно выделили 2700 грантов. В скором времени вы поймете, что жесткие требования при подготовке будущих специалистов будут всем на пользу.

О пороговом уровне на ЕНТ

 

– Почему мы пересмотрели минимальный порог при поступлении в национальные вузы в сторону увеличения? Потому что в этих учреждениях должны учиться лучшие из лучших. До этих изменений очень часто выпускники сельских школ, имевшие льготы, оказывались в более выгодном положении, чем алматинские или столичные абитуриенты, что, естественно, вызывало вопросы. С ноября в течение 4 месяцев мы мониторили ситуацию, провели пробные тестирования, и уже сегодня предварительные итоги ЕНТ показывают, что именно в сельских школах показатель упал на 15 баллов, а в городах Астане и Алматы – только на 1-2 балла. Более того, если в прошлом году минимальный порог не перешагнули 10 процентов всех абитуриентов, то в этом году эта цифра возросла до 30 процентов. То есть одинаковые требования расставили точки над “i”. Из личного опыта скажу: я после школы пошел в армию, потом поступил на подготовительное отделение в КазГУ и только потом стал студентом, то есть через четыре года после окончания школы.

About -

Leave a comment

You must be Logged in to post comment.