ВХОЖДЕНИЕ В БУДУЩЕЕ
By maukazan On 17 Май, 2012 At 10:09 ДП | Categorized As 2012, №1 (18) январь-февраль | With 0 Comments
Оно началось с научно-инновационного мегапроекта «Электронный университет»

 

В рамках Государственной программы развития образования РК на 2011–2020 годы, требующей информатизации образовательного простран­ства, в нашем вузе внедряется электронное обучение. Одна из стратегических задач, поставленных Президентом Нурсултаном Назарбаевым в построении инновационной индустрии науки и знаний, – создание эталона высшего учебного заведения XXI века, или университета мирового класса. Следуя современным тенденциям, Карагандинский экономический университет (КЭУ) Казпотребсоюза провозгласил своей миссией создание всех условий, в том числе современной инфраструктуры, для роста и личностного развития обучающихся и персонала университета. Так родился научно-инновационный мегапроект «Электронный университет».

 

Революционное изменение новых технологий, опирающееся на высочайший уровень интеллектуальных ресурсов, и связанная с этим конкуренция ведущих стран мира становятся важными факторами, определяющими не только экономику, но и общественное и политическое развитие XXI века. Непременным атрибутом сильного вуза в соответствии с международными стандартами является активное внедрение передовых образовательных технологий обучения, таких, как кредитная технология и дистанционное образование, система менеджмента качества.

В текущем учебном году в КЭУ укомплектованы 4 «e-класса» и открыта оn-line студия центра учебного телевидения. Они обеспечивают цифровыми образо­вательными ресурсами и медиапродуктами качественный учебный процесс и формируют среду электронного университета.

Инновационная деятельность КЭУ Казпотребсоюза

привлекла к себе общественное внимание еще несколько лет назад. Высокие оценки, данные во время посещения

Премьер-Министром РК Каримом Масимовым, госсекретарем РК Канатом Саудабаевым, акимом области Сериком Ахметовым, министром образования и науки РК Бакытжаном Жумагуловым, председателем правления Казпотребсоюза Хазбулатом Ашляевым, обязывали нас к дальнейшему развитию и упрочению позиций университета. В соответствии с приказом МОН РК № 113 от 7 марта 2008 года нашему университету разрешено проводить эксперимент по технологиям дистанционного обучения – он является базовой организацией образования по дистанционным образовательным технологиям и членом постоянной комиссии по дистанционному обучению в Совете по сотрудничеству в образовании СНГ.

В 2012 году КЭУ приступил к завершению создания единого информационного пространства и эффективной развитой коммуникационной инфраструктуры, цель которых – внедрение образовательных услуг на основе современных информационных технологий, предусмотренных Госпрограммой развития образования РК на 2011-2020 годы. В университете уже действуют информационно-образовательный центр (ИОЦ), обеспечивающий предоставление электронных источников информации в помощь научному и учебному процессу, доступ к Интернету, три электронных читальных зала для доступа к информационным ресурсам цифровой библиотеки и оказания информационно-библиографических и сервисных услуг на основе современных компьютерных технологий.

Кроме того, большим спросом пользуется цифровая библиотека. Ее информационная система позволяет надежно сохранять и эффективно использовать электронный контент различных форматов (текстовых, изобразительных, цифровых, графических, звуковых, видео и других).

 

Кто владеет информацией, тот владеет миром

Роботизированная DVD-библиотека и технология RFID улучшает качество обслуживания читателей за счет внедрения в существующий библиотечный комплекс программно-технических средств. Система видео-конференц-связи способствует созданию on-line-контактов с вузами-партнерами дальнего и ближнего зарубежья. WebProfessor – это электронно-программный комплекс, который служит для организации обучения в виртуальном пространстве с применением портальных технологий. Другой электронно-программ­ный комплекс – creditLearning – реализует в электронном виде кредитную систему обучения, как для дистанционной, так и для дневной формы обучения.

В структурных подразделениях университета внедрены и функционируют программно-технические комплексы. Это электронные департаменты: планирования, организации мониторинга и контроля учебного процесса, управления персоналом, послевузовского и дополнительного образования, приемная комиссия, бухгалтерия, автоматизированный комплекс «Библиотека», центр качества и маркетинга. Реализуемый у нас мегапроект «Электронный университет» обеспечивает вузу конкурентоспособность в условиях глобализации и интеграцию в мировое пространство.

Удовлетворение этих требований стало возможным только из-за наличия развитой информационной инфраструктуры. Ее интеграция позволила использовать современные методы анализа состояния учебного процесса в вузе, планировать образовательную деятельность и эффективно управлять ею. Перспективы развития электронного университета базируются на вхождении информресурсов в единую распределенную базу данных, средствах анализа и принятия решений. То есть при совместном (групповом) режиме эксплуатации программно-технических комплексов структурных подразделений виртуального университета используется комплекс функционального взаимодействия рабочих мест, объединенных по принципу административной и функциональной общности. Такой режим эксплуатации виртуальной информационной системы создаст максимальное использование распределенной обработки данных в подразделениях университета для эффективной работы групп специалистов и руководителей.

Все главные задачи для формирования информационной среды электронного университета были решены. Создана материально-техническая база ИТ-инфраструктуры университета с монтажом локальной вычислительной сети и доступом в региональные и глобальные сети, развертывание серверов централизированного доступа к информационным ресурсам и хранения данных, оснащение компьютерами и необходимыми техническими средствами учебных классов и рабочих мест преподавателей и сотрудников. Проведена автоматизация управления вузом с внедрением единой комплексной информационной системы с автоматизацией документооборота и внутреннего взаимодействия подразделений университета. Осуществлена информатизация учебного процесса с созданием единой информационной среды в организации виртуального обучения с доступом к информационным ресурсам.

 

Супер-студия – новые возможности

В рамках программы «Электронный университет» в сентябре 2011 года в КЭУК открылась новая on-line-студия, направленная на создание электронного образовательного контента, включающего все виды и формы представления образовательной информации университета. На сегодня можно с уверенностью говорить о появлении в вузе банка медиаданных. Он кооперирует медиаресурсы для совместной разработки учебных программ и обеспечивает тесную интеграцию теоретических и практических навыков студентов.

Создание студией видеолекций в режиме on-line, запись лекций в аудиториях и размещение их на портале университета помогут полнее раскрыть учебную тему, ответить на вопросы студентов в прямом эфире. Это тоже удовлетворение потребностей современного процесса познания. Использование видеоконтента как вспомогательного средства обучения при дистанционном образовании и для студентов очного отделения способствует максимальному восприятию учебного материала, потому что аудиовизуальное воплощение дисциплины акцентирует внимание обучающихся на основополагающих моментах. Понятно, что видеопродукт благодаря высоким технологиям позволяет моделировать и демонстрировать различные процессы, явления, образы и графики, и наглядность облегчает восприятие сложного материала и, как следствие, значительно повышает эффект обучения.

В течение трех лет ректоратом университета были сделаны серьезные инвестиции в техническое оснащение, в том числе учебного телевидения. Его центр сегодня обладает телестудией, современной аппаратной монтажной, парком осветительного и звукового оборудования, органично входит в систему дистанционного образования и может создавать учебные программы, фильмы и другие образовательные медиаресурсы в строгом соответствии с государственными образовательными стандартами.

В июле 2011 года университет приобрел камеру нового цифрового формата стандарта HD – это основная составляющая оборудования on-line-студии. Видеокамера высокого разрешения Sony XD CAMEX позволяет работать на высокопрофессиональном уровне и достигать результатов, сравнимых с кинопроизводством. Новая студия оснащена и интерактивной доской, видеопроектором, системой видео-конференц-связи, оборудован лекционный зал на 30 посадочных мест для студентов и преподавателей. Технологические возможности открыли новые перспективы для учебного телевидения Карагандинского экономического университета.

На первом этапе в оn-line-студии обучающие семинары и тренинги для преподавателей способствовали глубокому изучению возможностей студии. Компьютерный центр нашего вуза стал проводником в области размещения оn-line-лекций на портале университета и продвижения IT-технологий в учебный процесс. Для студентов видеолекции могут служить основными или дополнительными учебными материалами, в том числе при наложении нескольких курсов в расписании на одно время.

А для профессорско-преподавательского состава КЭУ видеолекции отражают не только контент курса, но и авторский стиль подачи информации, который невозможно передать на бумаге. Интеграция видеолекций в учебный процесс позволяет повысить уровень образовательных стандартов, стимулировать внедрение инноваций, а также способствует росту престижа университета в глазах студентов, абитуриентов, выпускников и всего общества в целом, превращаясь в особый маркетинговый инструмент.

Еще одной из инноваций, нашедших свое место в образовательной среде КЭУ, является использование в учебном процессе новых интерактивных кафедр. Фактически в университете оборудованы 4 «е-класса». С установленным на кафедре жидкокристаллическим планшетным монитором лекции можно читать, открыв заранее подготовленный цифровой файл, впоследствии он может быть не только сохранен в аудио- и видеоформате со всеми внесенными комментариями, но и в дальнейшем будет доступен для редактирования. Интерактивная презентация становится эффективным инструментом для создания новых программ в образовании.

 

Интерактивная кафедра. Что это такое?

Интерактивная кафедра содержит все необходимое для проведения лекций оборудование и как нельзя лучше подходит для электронного, интерактивного обучения. Преимущество этой системы – корпус, в котором установлен целый комплекс мультимедийных устройств, при помощи которых лекционный материал преображается, оживает и становится более доступным для восприятия. Встроенный контроллер обеспечивает управление дополнительными устройст­вами лекционного зала (лифт проектора, моторизированный экран, система затемнения, DVD-проигрыватель и прочее) одним касанием.

Тщательно продуманный комплекс оборудования кафедры, функции, дизайн и управление вместе с ПК и, естественно, преподавателем создадут особую атмо­сферу на лекции. В арсенале преподавателя микрофон, звукоусиливающая аппаратура, компьютер или ноутбук, широкоформатный интерактивный планшетный монитор с функцией тач-скрин, встроенный контроллер. Добавим к этому мобильность и получим беспрецедентный современный электронный инструмент для учебного процесса. Встроенная широкополосная аудиосистема имеет защиту от перегрузки и короткого замыкания, соотношение сигнал-шум то же, что и у профессиональных вокальных систем, обеспечивает чистое и четкое звучание. Звукоусиливающий комплекс может охватить зал на 400 мест.

Ввод интерактивной кафедры в эксплуатацию не занимает много времени. Все, что требуется от специалиста, – это подключить компьютер и установить программное обеспечение. Преподавателю остается включить оборудование интерактивной кафедры, открыть файл и с комфортом начать лекцию.

Все необходимое оборудование установлено внутри интерактивной кафедры, лекции сохранены на ПК или сменных носителях. И это означает, что не требуется сложное переоборудование помещений: достаточно перевезти кафедру со всем содержимым в соседнюю аудиторию, и новый лекционный зал готов. Оборудование интерактивной кафедры может дополняться вспомогательными устройст­вами. Например, DVD-проигрывателем, ЖК-дисплеем, мультимедиа-проигрывателем, документ-камерой (визуалайзером) и системой конференц-связи, если она установлена в других классах.

Функция перьевого ввода открывает новые возможности. Преподаватель пишет, делает пометки, вносит комментарии к материалу, который находится перед его глазами непосредственно на экране монитора, оставаясь всегда лицом к аудитории. Программное обеспечение сохранит все, что было введено при помощи электронной ручки. В дальнейшем всю лекцию с внесенными комментариями можно посмотреть, дополнить, улучшить и выложить в Интернет. Качество, скорость, легкость ввода информации и внесения корректив сделают лекцию максимально эффективной.

Вся прочитанная лекция, все, что происходит на экране планшетного монитора, все, что нарисовано, а также произнесено в микрофон, будет записано в памяти компьютера и преобразовано в единый мультимедийный файл. В дальнейшем им можно распорядиться, как будет угодно: записать на DVD-диск, выложить на сайте университета, создать собственный вебинар.

 

Знания без границ

Знаковыми процессами, определяющими дальнейший вектор развития всего общества в современной истории мировой экономики, являются процессы глобализации образования и интернационализации высшей школы. Стремление КЭУ соответствовать стандартам мировой образовательной системы определило еще одно направление инновационного развития университета – расширение границ знаний. В 2011 году университет впервые получил средства через МОН РК на привлечение к учебному процессу зарубежных ученых для слушателей программ док­торантуры PhD и магистратуры. 12 млн. тенге из государственного бюджета были освоены полностью.

Перед университетом стояла цель пригласить лучших профессоров, чтобы передача новых знаний шла от передовых источников научных достижений. Кандидатуры подбирались, в первую очередь, в зарубежных университетах – партнерах КЭУ. Их около 40 в 12 странах мира. География оказалась широкой – пригласили ученых из известных в мире 11 вузов и трех научно-исследовательских институтов России, Украины, Венгрии, Болгарии, Южной Кореи, Германии. Приглашенные профессора работают в МГУ, Национальном исследовательском университете – Высшей школе экономики (Москва), Московском госуниверситете экономики, статистики и информатики, Финансовом университете при Правительстве РФ (Москва), Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов, Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики, Уральской государственной юридической академии, Киевском национальном университете им. Т. Шевченко, Софийском университете им. К. Охридского (Болгария). А также в крупных специализированных вузах: в Южной Корее это Международная школа бизнеса Солбридж, в Венгрии – Университет прикладных наук им. Я. Кодолани, и германских научно-исследовательских институтах – Инновационного менеджмента в Берлине и Восточной Европы в Регенсбурге.

Несмотря на сжатые сроки освоения средств из государственного бюджета, ведущие профессора, доктора наук, заведующие кафедрами престижнейших университетов на основе заключенных договоров международного сотрудничества с нашим университетом посетили КЭУ. Все это, на наш взгляд, явилось результатом авторитетности и узнаваемости университета в образовательном пространстве далеко за пределами СНГ.

В обобщенном виде курсы лекций, прочитанные приглашенными учеными и профессорами, касались проблем экономики, менеджмента, инновационного пред­принимательства, экологической экономики и предпринимательства, финансового менеджмента, развития финансовых рынков, области вычислительных систем и информационных технологий, маркетинга и туризма, юриспруденции, актуальных проблем управленческого учета, методологии научной деятельности и других. Из 17 лекционных курсов 14 читались на русском, 3 – на английском языке.

Но самое главное – результат. Мы увидели в нашем вузе рост научной и образовательной деятельности. Часть магист­рантов при содействии приглашенных профессоров до истечения календарного года опубликовала за рубежом свои статьи, получила приглашение и приняла участие в конференции в Киевском национальном университете им. Т. Шевченко. Были обсуждены темы совместных монографий наших преподавателей и зарубежных профессоров, налажены взаимовыгодные связи в работе по программе ТЕМПУС, достигнуты дополнительные договоренности об организации студенческого обмена с новыми университетами-партнерами, оживился взаимный обмен информацией.

Совершенно очевидно, что инвестиции в инновационные технологии, планомерная работа преподавательского состава и структурных подразделений по реализации медиаплана университета обеспечивают формирование новой парадигмы обучения как инфоком­муникационного взаимодей­ствия субъектов образовательного процесса в условиях электронного обучения.

Таким образом, выполнение Государст­венной программы развития образования РК на 2011–2020 годы и нового Закона «Об образовании РК» позволяет решать современные проблемы. Мы считаем, что развитие информационных технологий, использование телекоммуникационных систем, компьютерных сетей в обучении приближает будущее с широким использованием гибких комплексных моделей учебного процесса, в котором активно используются различные электронные средства, методы и технологии.

 

Еркара АЙМАГАМБЕТОВ,

доктор экономических наук,

ректор Карагандинского экономического

университета Казпотребсоюза

«Казахстанская правда»

17.01.2012

About -

Leave a comment

You must be Logged in to post comment.